История ЭПЧ-3

Первым специализированным механическим средством для лесозаготовок явились моторные пилы, созданные за рубежом в 20-30-х годах. Рабочим органом в них служила пильная цепь с режущими зубьями, приводимая в действие бензиновым двигателем. Эти пилы были очень тяжелые, они весили 30-40 килограммов и даже более. И все-таки уже первые испытания моторных пил в лесу показали их преимущества перед ручным инструментом: продолжительность валки дерева с их помощью сокращалась в 7-10 раз!

Работы по созданию отечественных моторных пил начались еще в 30-х годах. Они велись по двум направлениям: ученые и конструкторы разрабатывали цепные пилы с электрическим и бензиновым двигателями. Шло своеобразное соревнование: какая пила окажется более производительной, легкой и надежной?

На первом этапе успех был на стороне электропил. В 1946 году на лесозаготовках появились пилы ВАКОПП (они были названы так по начальным буквам фамилий их создателей). Мощность этой пилы составляла 1,3 киловатта, полезная длина пильной шины – 50 сантиметров. Пилы работали от передвижной электростанции на токе частоты 50 герц. Пилу обслуживали два человека. В зависимости от положения пильной шины она могла использоваться и на валке, и на раскряжевке. Однако из-за большой массы (22 килограмма) и необходимости обслуживания двумя рабочими пилы ВАКОПП не удовлетворяли лесозаготовителей. Производству требовалась более легкая пила одиночного управления.

В результате творческого содружества коллективов ЦНИИМЭ и Архангельского лесотехнического института в 1949 году была создана легкая электропила ЦНИИМЭ-К5: при несколько большей по сравнению с пилой ВАКОПП мощности (1,4 киловатта) она весила в два с лишним раза меньше – 9,4 килограмма. Эта пила работала на токе повышенной частоты – 200 герц и имела более высокую производительность за счет увеличения скорости пильной цепи. Консольная шина длиной 47 сантиметров позволяла спиливать деревья диаметром до 93 сантиметров. Для питания новых электропил были созданы передвижные электростанции повышенной частоты тока и преобразователи частоты тока.

Производительные и надежные электропилы быстро завоевали признание лесозаготовителей. Лучшие электропильщики заготовляли до 200 кубометров леса в смену. В 1956 году в леспромхозах работало уже около 140 тысяч пил, с их помощью было заготовлено 162 миллиона кубометров древесины, или 90 процентов общего объема. Это было большим достижением: в 1948 году уровень механизации на валке леса составлял всего 12 процентов.

Создатели высокоэффективной пилы ЦНИИМЭ-К5 А. И. Осипов, В. В. Куосман, А. К. Мореев, Н. Ф. Харламов, П. П. Пациора и К. И. Вороницын были удостоены звания лауреатов Государственной премии. Это была первая работа в области лесозаготовительной техники, отмеченная такой высокой наградой. За внедрение новых пил в лесную промышленность звание лауреатов было присвоено также электропильщикам Н. Н. Кривцову и А. П. Готчиеву.

Электропилы сыграли важную роль в механизации лесозаготовок. Однако их эксплуатация была связана с определенными трудностями и неудобствами. Подвод питания к пилам осуществлялся с помощью кабеля, который затруднял передвижение вальщика по лесосеке. Передвижная электростанция расходовала жидкое топливо, для ее обслуживания был необходим электромонтер. Все эти затраты снижали экономическую эффективность применения электропил.

В конце 50-х годов на смену им в лес пришли бензиномоторные пилы. Но лесозаготовители не расстались с их электрическими собратьями. По достоинству оценивая высокую производительность, надежность и относительную легкость электропил, они лишь изменили область их применения: теперь электромоторные пилы используют на нижних лесных складах для раскряжевки хлыстов и обрезки толстых сучьев.

Современная модель отечественной электропилы ЭПЧ-3, работающая на токе частоты 400 герц, по праву считается одной из лучших в мире. По сравнению с пилой ЦНИИМЭ-К5 ее мощность увеличена более чем в 2 раза при почти такой же массе – 9,7 килограмма. Вдвое выросла производительность пиления.

Табл. 1. — Краткие технические данные некоторых моторных пил, выпускавшихся в СССР

Технические данныеБензиномоторные пилыЭлектромоторные пилы
“Дружба-60”“Дружба-4”МП-5 “Урал”ЭП-К5ЭП-К6ЭПЧ-3
Годы выпуска
Мощность двигателя, квт
1960—1962
2,6
с 1963
3
с 1969
4
1949—1957
1,5
с 1958
1,7
с 1970
3
Масса (для бензиномоторных пил в незаправленном состоянии), кг11,312,411,699,39,5

Д. К. Воевода, В. И. Алябьев.

Как видим, в 1985 году выпуск электропил составлял 35000 штук в год.

Некоторые производственные показатели ЭПЧ-3 с 1976 по 1985 годы

Заводские испытания ЭПЧ-3

ВВЕРХ